Проблемы детского сна
Родители, которые сомневаются в необходимости затрат сил и нервов (порой немалых) для того, чтобы их беспокойное чадо наконец заснуло, должны полностью осознавать последствия плохого сна у малыша. Жизнь ребенка подчинена формуле: отсутствие нормального сна становиться причиной ненормального бодрствования, которая работает на протяжении довольно длительного периода жизни маленького человека - с рождения и до семи лет.
Проблемы детского сна
Некоторые родители полностью уповают на матушку-природу, и считают, что даже малыш в младенческом возрасте знает лучше, что ему нужно. По их мнению, новорожденный способен самостоятельно регулировать циклы сна и бодрствования. В отношении чувства голода это утверждение работает безошибочно - любой человек даже новорожденный способен подать сигнал, что он хочет есть и знает сколько пищи ему требуется.
Сон - более сложный процесс. Наблюдения педиатров и семейных врачей на протяжении полутора-двух веков свидетельствуют о том, что нарушения сна у маленьких детей наблюдаются все чаще.
У жителей городов это явление связано с ускорением темпа жизни семей с детьми. Кормящая мать живет в далеко не идеальном ритме - суета, масса различных дел и множество ярких впечатлений не добавляют спокойствия. Кроме того, информационное поле, окружающее горожанина, насыщено сверх меры. Работающий компьютер не дает заснуть даже взрослому человеку, а что говорить об очень юном создании, которое не в состоянии объяснить причину своего беспокойства.
Суточный ритм городского жителя совершенно не соответствует естественному. Люди поздно засыпают и при возможности оттягивают момент пробуждения. Для детей свойственен солнечный ритм - они засыпают и встают вместе с нашим светилом.
Такое положение дел трудно изменить, так как это связано с современным ритмом жизни. Однако родители должны осознавать происходящее и понимать, какое влияние он оказывает на возбудимость ребенка.
Кроме этого, многие родители допускают технические ошибки и имеют должные представления, которые оказывают существенное влияние на засыпание малыша и его сон. На этом следует остановиться более подробно.
Возрастные особенности
В течение первых 10 месяцев жизни сон малыша может длится 20-40 минут, что не должно вызывать беспокойства у родителей. Несмотря на то, что такая продолжительность сна не считается нормой, но она не может служить признаком заболевания при условии, что ночью сон не часто прерывается.
Такой короткий сон испортил настроение и жизнь огромному количеству родителей. Происходит следующее: после мучительно долгого укладывания ребенка наконец наступает долгожданный сон. Затем спящий малыш перекладывается на кровать, и родители ликуя собираются вернуться к прерванному занятию или желают просто отдохнуть после такой своеобразной схватки. Однако эти мечты через непродолжительное время переходят в разряд несбыточных - из кроватки подается тревожный сигнал.
Подойдя к кровати, родители видят там счастливого ребенка с блестящими глазками и полного сил. На первый взгляд кажется, что он выспался, но это не так - спустя немного времени он снова капризничает и просится на руки. Это говорит о том, что малыш недоспал. Если это происходит регулярно, то такое явление нельзя считать нормой.
Усталость и перевозбуждение
У взрослого человека сон имеет четыре фазы, у кормящей мамы - три, а у младенца он состоит из двух фаз. Третья фаза начинает формироваться к первому году жизни малыша. Не многие родители вооружены знаниями об отличии сна детей от сна взрослых, что приводит к его нарушению.
У детей возраста 3,5-4 года в высшей нервной системе процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. У людей детство очень продолжительное, и ребенок-дошкольник не только развивается физически, но и испытывает качественные изменения в различных сферах.
Не многие дети (10-15%) способны ощущать насколько сильно они возбуждены. При использовании общепринятой классификации темпераментов людей можно говорить, что способность самостоятельного засыпания может быть только у детей-флегматиков. Холерики не могут заснуть из-за сильного возбуждения, свойственно им, а сангвиники обладают значительным запасом энергии, который не дает им почувствовать усталость.
Состояние перевозбуждение нередко становится привычным. Психофизическое развитие малыша протекает таким образом, что «корковый контроль» формируется при достижении им приблизительно 3,5 лет. Это говорит о том, что раньше этого времени не стоит ожидать, что ребенок будет способен справляться с перевозбуждением самостоятельно.
Ребенок в этом возрасте легко возбуждается, а успокаивается с трудом, поэтому родители должны быть готовыми к тому, что придется затратить немало сил и энергии на успокоение заигравшегося чада. Им следует ожидать громких криков и плача, и воспользоваться богатым арсеналом, которые приберегла педагогика именно для такого случая.
Современные мамы считают, что отчаянный крик и море слез у ребенка - свидетельство их педагогической несостоятельности. Если обратиться к опыту наших предков, то они намного спокойнее смотрели на детский плач. По их мнению животные издают собственные звуки, а их дети - плачут. Они были готовы к этому и умели укладывать спать беспокойного ребенка с помощью колыбельных и потешек.
Родителям следует помнить, что чрезмерное возбуждение и сильная усталость нападают на ребенка незаметно и быстро. Стоит пропустить этот момент и результат не заставит себя ждать - слышится плач, крик и другие неприятные проявления возбуждения.
Умение вовремя заметить приближающуюся усталость - это сложный поведенческий навык, который имеется далеко не у всех взрослых. Дети способны ощущать наступающее переутомление и реагировать на нее соответствующим образом только ближе к 4 годам.
Хороший сон подразумевает не перевозбуждение, а здоровую усталость. Причиной возникновения проблем со сном у городских детей становится большой неизрасходованный потенциал, попросту говоря, они не не нагулялись. Особенно это заметно в осенне-зимний период. Те занятия, которые имеются у ребенка в квартире, не позволяют выплеснуть избыток энергии и как следствие приводят к нарушению сна. Для дошкольников очень важна достаточная нагрузка на мышцы и получение впечатлений в умеренных дозах.
Если по тем или иным причинам прогулка на свежем воздухе не состоялась, то родители могут устроить в квартире зарядку или небольшие спортивные соревнования. Однако следует помнить, что мышечная нагрузка будет полезна не позднее, чем за час перед сном. Отличный эффект дает купание в ванной на протяжение минимум 20 минут. Эта процедура позволяет получить требуемый объем сенсорных впечатлений и хорошо снимает избыточное возбуждение. Для привлечения внимания ребенка в воде должны плавать разнообразные игрушки.
Перед родителями малыша стоит сложная задача: контроль степени его возбуждения. Очень важно взрослым людям научиться определять оптимальный уровень возбуждения ребенка и объем получаемых впечатлений. Малыш не должен скучать, а его занятия и впечатления должны отличаться разнообразием, но их не требуется слишком большое количество, то есть все должно быть в меру.
Основная сложность заключается в том, как найти эту меру, так как она индивидуальна для каждого. Более того, на разных этапах развития ребенка стимулов ему требуется неодинаковое количество. Родители должны развивать свою интуицию, и понимать, в какой момент следует остановить свое любимое чадо. В этом заключается искусство быть родителем, ведь довольно длительное время ребенок не способен словами выразить свое эмоциональное состояние. Настроение юного создания словно качели, и нередко родители не успевают заметить смену настроения.
Признаки перевозбуждения
Для внимательных родителей не составляет труда уловить изменение настроения ребенка по его поведению. Они способны определять тонкие нюансы поведения, которые свидетельствуют об усталости, перевозбуждении и намерении заплакать. Реакция на перевозбуждение у малыша может быть самой разной - одни громко смеются, другие - не менее громко плачут. Иногда это проявляется в манере движений, речи и тембре голоса. За этими изменениями следует следить, пресекая вероятный эмоциональный всплеск, чтобы ситуация не приняла катастрофические масштабы.
Перевозбудившийся ребенок будет неизбежно испытывать трудности со сном - это следует запомнить родителям детей дошкольного возраста. Если малыш не вовремя начал готовиться ко сну, то его состояние будет близко к истерике. Родители должны быть начеку, и своевременно реагировать при первых признаках усталости и сонливости, помогая ему отойти ко сну.
Вовремя заснуть проще
У малыша, как и у взрослого человека имеется определенная система реакций, связанная с ощущением времени, которая называется "динамическим стереотипом". Если укладывать ребенка спать приблизительно в одно и тоже время, то процесс засыпания упрощается, так как он на психофизиологическом уровне готов ко сну. Таким образом, засыпание будет происходить без особых затрат энергии.
Если сон у ребенка следует за перевозбуждением, и не зависит от времени, то это приводит к тому. что возбужденное состояние входит в привычку. Со временем может развиться своеобразная зависимость от адреналина. Итогом хронического возбуждения у взрослых становиться бессонница.
Родители ребенка дошкольного возраста должны усвоить следующее:
- Чрезмерная стимуляция и перевозбуждение - основные препятствия для нормального сна.
- Ритмичность жизни и соблюдение режима дня обеспечивают плавный переход к бодрствованию после сна.
- Необходимо уловить основные признаки, указывающие на переутомление и чрезмерное возбуждение. При этом следует уложить малыша с наступлением этого момента или дождаться следующей фазы в случае, если момент упущен. Как правило между ними временной промежуток составляет от 40 минут до 1,5 часов.
Как бороться с перевозбуждением?
Существует несколько проверенных способов, которые хорошо помогают справиться с перевозбуждением. В первую очередь родители должны быть морально готовы к тому, что их чадо может устроить истерику или у него наступит крайняя степень возбуждения перед сном. Они должны осознавать, что любой ребенок, а не только их малыш, имеет такие же особенности, связанные с его очень юным возрастом. Понимание того, что дети легко перевозбуждаются и с трудом успокаиваются, позволит проще перенести момент его засыпания.
Бессмысленно злиться на ребенка, и считать, что он это делает нарочно. Достаточно вспомнить, что маленькие дети попросту не умеют засыпать.
Важно полностью контролировать себя и в полной мере осознавать, что воспитание малыша - сложная работа, которая требует творческого подхода и большого количества энергии как физической, так и моральной. При этом никто не дает гарантии, что все будет складываться удачно, поэтому следует быть готовыми к педагогическим провалам.
Правильные привычки
Развитие правильных привычек позволит не допустить проблем со сном. Для этого родителям нужно учесть следующее:
- Динамические стереотипы, способствующие засыпанию, вырабатываются только при ритмичной и размеренной жизни.
- Ребенок не должен определять время своего засыпания - это должны делать взрослые. В понимании некоторых детей сон - это скучное и неинтересное занятие, поэтому они и не любят спать. Для них следует подобрать слова, которые помогут им понять, что пора спать и это совсем не скучно.
- Иногда присутствие в доме часов, которые информируют о времени засыпания звуками, будут способствовать выработке режима дня. Часы с кукушкой способны произвести магическое действие на юное создание, тем более, что с ними спорить бесполезно в отличие от родителей.
- У маленьких детей мышление иррациональное, поэтому им доступнее для понимания аргументы, связанные со сказкой и магией, чем рациональное объяснение вещей.
- Дети по своему складу - приверженцы традиций, поэтому они без труда выполняют действия, которые повторяются ежедневно. Придумав определенный ритуал, можно укладывать ребенка без особого труда.
Пример ритуала укладки малыша
Перед тем, как пожелать спокойной ночи, совместно с ребенком можно сделать уборку игрушек. После этого организовать ему приятную ванну, а по окончании этой процедуры пожелать игрушкам, плавающим в воде доброй ночи. Закончив с этим, будет полезен расслабляющий массаж. Сказка или стишок на ночь отлично способствуют засыпанию, особенно если они повторяются каждый вечер. Малыша можно взять на руки и дать ему понежиться, а в это время поговорить с ним, как ложатся спать зверушки и сказочные персонажи. Колыбельная и легкое покачивание помогут ребенку успокоится. В завершении этого ритуала следует объявить, что пришло время отдыхать и уложить ребенка в его кроватку.
Если при этом он начинает плакать и капризничать, то это свидетельствует о том, что привычки, связанные со сном у него сложились неправильно. В этот момент не нужно поддаваться уговорам и обращать внимание на протест, и сразу же брать малыша на руки. Правильно будет побыть некоторое время рядом, и не поддаваться ему.
Все родители должны знать, что укачивание ребенка на руках не принесет положительных результатов, так как он должен взрослеть.
Проблемы самостоятельного засыпания
Как показывает практика, у детей, способных самостоятельно засыпать, ночной сон отличается большей продолжительностью и носит непрерывный характер. Те родители, которые смогут отучить малыша засыпать в их присутствии, не только упростят жизнь себе, но и окажут добрую услугу ребенку.
Существует категория родителей, которые считают, что совместный сон способен принести положительные результаты, так как обеспечивает более тесную связь мамы е ребенка. Однако на самом деле длительное укладывание, которое происходит каждый день с приложением массы усилий, приводит только к нарастанию усталости и раздражения, а не способствуют приливу нежности.
Педиатры считают, что ребенок должен научиться засыпать самостоятельно к двум годам своей жизни. Если планируется, что он пойдет в детский сад, то эта способность - первый этап подготовки к нему.
Следует понимать, что некоторые привычки, имеющие связь со сном изменить довольно трудно. В жизни ребенка имеется несколько моментов, когда это сделать проще. Это возраст до полугода, когда малыша начинают отучать от груди, и период его жизни, когда он учатся произносить фразы.
При выработке привычек у ребенка. которые не совсем устраивают, родители должны уловить этот момент, и сделать соответствующие корректировки.
Дневной сон
По мнению психологов, невропатологов психоневрологов и педагогов, дневной сон обязательно должен присутствовать в детском распорядке дня вплоть до поступления в школу. Для многих первоклассников, особенно склонных к повышенной утомляемости и возбудимости, требуется если не дневной сон, то определенное время для отдыха.
Принято считать, что дневной сон должен иметь следующую продолжительность:
- 9 месяцев-1,5 года. Для комфортного состояния ребенка требуется спать днем дважды по не менее, чем 80 минут каждый.
- 1,5-3,5 лет. Сон должен длиться в общей сложности около 2,5 часа.
Многие дети пытаются отказаться от дневного сна при достижении двухлетнего возраста, и их родители должны быть готовы столкнуться с этой проблемой. Это связано с особенностями психического развития ребенка в этом возрасте. В этот период жизни малыш приобретает способность бодрствовать длительное время. Кроме этого, двухлетние дети уже умеют проявлять волю и выражать желания, но при этом не могут их соотносить с желаниями окружающих и оценивать их целесообразность.
В этом случае позиция родителей должна быть несгибаемой, и им следует четко дать понять ребенку, что окончательное решение остается за ними. Их убежденность в необходимости дневного сна станет залогом правильного прохождения этого этапа развития малыша с сохранением дневного сна. Если родители сдают свои позиции, и ребенок прекращает спать днем, то следует ожидать последствий, которые будут выражаться в перевозбуждении и неуправляемом поведении с наступлением вечера. Возвращение дневного сна в этом случае будет очень проблематичным и сопряженным с определенными трудностями.
Итоги
- Состояние сна играет важную роль, которая сопоставима со значением бодрствования.
- Плохо спящий ребенок, как правило, плохо себя ведет.
- Дневной сон обязательно должен присутствовать в распорядке дня дошкольника.
- Дети не могут заснуть и капризничают не для того, чтобы досадить родителям - они нуждаются в их помощи для успокоения и засыпания.
- Следует отучить малыша от мысли, что присутствие родителей необходимо для их засыпания.
- - Важно сформировать привычки у детей, способствующие нормальному засыпанию, которые прослужат длительное время, вплоть до школьного возраста.